В случае, если вы не используете сканер штрихкодов в работе, мы рекомендуем действовать следующим образом. В начале рабочего дня продавец запускает программу, и по приходу первого покупателя продавец создает новую продажу, нажимая кнопку Insert (англ. "вставить") на клавиатуре. В ответ на это программа создает новую продажу и открывает окно накладной, предлагая продавцу заполнить ее товарами.
После этого продавец опять нажимает кнопку Insert, в ответ программа открывает окно выбора товара, помещая курсор в окно поиска товаров, находящееся непосредственно под списком товаров:
Теперь продавец может ввести часть наименования товара, или его артикул (если артикулы введены в базу данных товаров): по мере ввода наименования товара программа находит ближайший подходящий товар и делает его текущим, выбранным. Как только программа найдет тот товар, который заинтересовал покупателя, продавец нажимает кнопку Enter на клавиатуре. В ответ на это программа добавляет выбранный товар в накладную, очищает поле поиска товара и ждет дальнейших действий продавца. Если продавцу необходимо добавить несколько экземпляров выбранного товара в накладную, он может несколько раз нажать кнопку Enter, и в ответ программа добавит в накладную столько экземпляров товара, сколько раз была нажата эта кнопка.
После того, как все заинтересовавшие покупателя товары будут добавлены в накладную, продавец нажимает кнопку Esc на клавиатуре (англ. "escape" в данном случае переводится как "отмена") для того, чтобы закрыть окно выбора товара и, имея перед глазами окно Продажи с перечнем товара, объявляет покупателю стоимость его заказа.
Приняв деньги от покупателя, продавец сохраняет в базу данных накладную и закрывает окно продажи, нажимая копку Enter на клавиатуре. В случае, если покупатель по каким-то причинам отказался от покупки, продавец может нажать кнопку Esc и закрыть окно продажи, не сохраняя накладную в базе данных. После того, как придет следующий покупатель, продавец опять нажимает кнопку Insert, создавая новую продажу и начиная весь процесс заново.
Приведем теперь пример действий продавца магазина этнических товаров, продающего валенки и армяк покупателю. В этом случае, имя на экране программу Тирика-Магазин открытой на списке продаж, продавец нажимает следующие кнопки на клавиатуре:
Insert | Создать накладную |
Insert | Открыть окно поиска товара |
вал | Найти товар "валенки" по первым буквам наименования |
Enter+Enter | Добавить товар "валенки" в накладную |
арм | Найти товар "армяк" по первым буквам наименования |
Enter+Enter | Добавить товар "армяк" в накладную |
Esc | Закрыть окно поиска товара |
Enter | Сохранить накладную в базу данных и закрыть накладную |
Как мы видим из приведеного выше примера, при продаже этих двух товаров продавец вообще не использует мышь, а использование клавиатуры очень сильно ограничено: если не считать ввода наименований товаров (которого удалось бы избежать при наличии сканера штрихкодов), все общение продавца с программой ограничивается кнопками Insert, Enter и Esc. Обязательно попробуйте сами воспроизвести описаные выше продавца прямо сейчас, заменив, разумеется, валенки и армяки на имеющийся в базе данных товар, и вы сразу же поймете основную идею!
Предложенная выше последовательность действий описывает то, как продавец может быстро работать с программой в типовых случаях, которых, как правило, случается 99 штук из сотни. Разумеется, в некоторых случаях приведенный выше алгоритм не сработает - так, например, при помощи одних только кнопок Insert, Enter и Esc никак не получится назначить, например, скидку покупателю. Однако в этом случае продавцу никто не мешает воспользоваться компьютерной мышкой, выполнить с ее помощью необходимые действия и продолжить обслуживание покупателей при помощи одной только клавиатуры.
Начало статьи: Эргономика работы с программой для магазина